МЕНЮ
игра как

Игра – что означает?

Значения слова Игра в словарях

  1. ИГРА — ИГРА — разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Новейший философский словарь
  2. Игра — I. ДЕТСКИЕ ИГРЫ Д. И. очень редко упоминаются в Библии. Одним из образов грядущего времени спасения является беззаботно играющий малыш около норы аспида (Ис 11:8), а также множество играющих отроков и отроковиц на улицах Иерусалима (Зах 8:5). Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. игра — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? игры, чему? игре, (вижу) что? игру, чем? игрой, о чём? об игре; мн. что? игры, (нет) чего? игр, чему? играм, (вижу) что? игры, чем? играми, о чём? об играх… Толковый словарь Дмитриева
  4. игра — Старославянское – игрь, играти. Существительное является общеславянским, образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением «колебаться, двигаться». Исходное значение – «пение с пляской», современное значение – «развлекаться, забавляться». Этимологический словарь Семёнова
  5. игра — ИГРА I. Вид человеческой деятельности, возникший исторически, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых, а также взрослыми содержания профессиональной деятельности… Словарь спортивных терминов
  6. игра — О скрываемых (обычно неблаговидных) действиях, поступках. Бессовестная, большая, гадкая, грязная, двойная, двусмысленная, дипломатическая, дьявольская, змеиная, искусная, коварная, лживая, лицемерная, лукавая, недобросовестная, неискренняя, нечистая… Словарь эпитетов русского языка
  7. Игра — Форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Словарь по культурологии
  8. игра — игра́ игра́ть, диал. грать; укр. гра, iгра́, гра́ти, блр. граць, ст.-слав. игрь παίγνιον (Супр., Еuсh. Sin.), играти παίζειν (Супр.), болг. игра́, игра́я «играю», сербохорв. ѝгра «пляска, игра», ѝграти, и̏гра̑м «плясать, играть», словен. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. ИГРА — ИГРА — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др. Большой энциклопедический словарь
  10. игра — ИГР’А, игры, мн. игры, ·жен. 1. только ед. Действие по гл. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра положена в основу воспитания в детских домах. Игра в лапту. Игра в шахматы. Игра в тенис. Театральная игра. Игра в великодушие. Толковый словарь Ушакова
  11. игра — См. играть Толковый словарь Даля
  12. игра — Игр/а́. Морфемно-орфографический словарь
  13. Игра — Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Педагогический терминологический словарь
  14. игра — Играть Раскрыть игру чью-то — обнаружить чьи- н. тайные намерения. ► Хватит обманывать, ваша игра раскрыта. Игра не стоит свеч [перевод фр. Фразеологический словарь Волковой
  15. игра — орф. игра, -ы, мн. игры, игр Орфографический словарь Лопатина
  16. ИГРА — ИГРА — англ. play /game; нем. Spiel. 1. Непринудительная, свободная деятельность (в противоположность утилитарно-практической); является формой самовыражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии… Социологический словарь
  17. игра — игра I ж. 1. Процесс действия по гл. играть I 1. 2. Результат такого действия; занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. || Какой-либо вид, способ такого занятия, основанный на определённых условиях, подчинённый определённым правилам. Толковый словарь Ефремовой
  18. игра — Видимо, восходит к греческому agos – «восхваление божества пением и пляской». Этимологический словарь Крылова
  19. игра — См. азартные игры. Большой юридический словарь
  20. игра — Игр’а — под этим словом в основном понимается игра на музыкальных инструментах, в которой евреи, по-видимому, были большие мастера. К игре же как к забаве и телесному упражнению, особенно любимыми греками, евреи относились с презрением. Библейский словарь Вихлянцева
  21. игра — Общеслав. Скорее всего, суф. производное (суф. -р-, ср. искра) от той же основы, что и др.-инд. yájati «чтить божество». Буквально — «пение с пляской» (в честь языческого божества), откуда — гонения христианской церкви на музыку и пляски как на «бесовские игрища». Этимологический словарь Шанского
  22. ИГРА — ИГРА – одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см. Эстетика [ЭСТЕТИКА]), т.е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Новая философская энциклопедия
  23. игра — ИГРА, ы, мн. игры, игр, играм, ж. 1. см. играть. 2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная и. (перен.: о рискованном предприятии). 3. Комплект предметов для такого занятия. Толковый словарь Ожегова
  24. игра — -ы, мн. игры, игр, ж. 1. Действие по глаг. играть (в 1 знач.). || Деятельность, занятия детей. Представляя, что она рвет с дерева какие-то американские фрукты, Любочка сорвала на одном листке огромной величины червяка, с ужасом бросила его на землю —. Малый академический словарь
  25. игра — ИГРА — способ бытия субъекта, объективирующийся через свободную, без принудительной мотивации, самонацеленную деятельность, осуществляемую в границах определенных правил или принципов. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  26. игра — ИГРА -ы; мн. игры, игр; ж. 1. к Играть (1, 3-6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. Толковый словарь Кузнецова
  27. игра — Забава, потеха, шалость, шутка; пьеса ср. !! шалость см. >> забава, шалость см. также -> игры Словарь синонимов Абрамова

Фразеологический словарь русского языка

играть

Играть (или вести) большую игру — предпринимать действия, которые могут повлечь за собой серьезные последствия

Играть вторую скрипкуперен. — иметь в чем-либо второстепенное положение

Играть в молчанку — молчать, уклоняться от разговора

Играть в кошки-мышки — пытаться перехитрить или прятаться от кого-то

Играть в струнах души — пытаться оказать влияние на кого-то, затрагивая его чувства

Играть глазами — бросать выразительные взгляды, кокетничать

Играть на руку — помогать кому-либо, способствовать чему-либо

Играть первую скрипкуперен. — быть самым главным, самым влиятельным лицом в каком-либо деле

Играть с огнем — заниматься чем-то рискованным

Играть словами —

1) каламбурить, острить

2) стараться скрыть за словами истинную сущность дела

(И) швец и жнец, и в дуду игрец — о человеке, умеющем делать всё, о мастере на все руки

игра́ть

  1. развлекаться, забавляться; заниматься игрой ◆ Дети весь день играли в саду. ◆ Кошка играет на ковре.
  2. кого-что и на чём исполнять какое-нибудь музыкальное произведение на музыкальном инструменте; вообще извлекать звуки из музыкального инструмента ◆Играть вальс. ◆Играть на скрипке. ◆ Пианист играл Шуберта.
  3. во что соблюдая определённые правила, заниматься каким-либо игровым видом спорта; участвовать в спортивном матче ◆ Вы играете в шахматы? ◆ Она хорошо играет на рояле. ◆Играть в лапту. ◆Играть в футбол. ◆ Во втором тайме «Спартак» играл лучше, чем гости. ◆Играть в карты.
  4. что, спортивное арго избрать ближайшей целью игры, брать, захватывать, бить во что-нибудь ◆Играть ближний шар в бильярде.
  5. разг.без доп. делать ход, проявлять активность в каком-нибудь моменте спортивной или карточной игры в свою очередь ◆ После тебя играю я.
  6. чем обращаться с каким-либо предметом, как с игрушкой, относиться к кому-либо или чему-либо несерьёзно, как к забаве, распоряжаться кем-либо или чем-либо по своему произволу, поступать пренебрежительно ◆Играть людьми. ◆Играть своей жизнью. ◆Играть интересами общества. ◆Играть с огнём. ◆Играть с судьбой.
  7. также неперех. представлять на сцене, в театре, фильме; изображать на сцене, в фильме, исполнять какую-либо театральную роль, кинороль ◆Играть пьесу. ◆Играть «Горе от ума». ◆Играть городничего в «Ревизоре». ◆ Сара Бернар играла шестнадцатилетнего Наполеона, будучи восьмидесятилетней старухой, и даже пыталась играть Гамлета.
  8. во что принимать на себя какую-нибудь личину, притворяться, изображая собой что-нибудь ◆Играть в великодушие. ◆Играть в смирение.
  9. перен.+ [[на]] + предл. п. использовать чьи-либо особенности, слабости, добиваясь нужного результата воздействия на кого-либо ◆ Оратор играл на инстинктах толпы.
  10. без доп. сверкать, сиять, переливаясь разными оттенками, отражаться; пениться, бурлить, переливаться разными оттенками ◆ Брильянт хорошо играет. ◆ Солнце играет на поверхности воды. ◆ Румянец играет на щеках. ◆ Вино играет.
  11. без доп. о выражении чувств, душевных состояний: с живостью обнаруживаться, меняя оттенки своего выражения ◆ Улыбка играла на его лице. ◆ В груди играло радостное чувство.

Происхождение и сущность игры

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности? Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие. В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

Игра как вид человеческой деятельности

1. Понятие игровой деятельности

Рассмотрим, что такое деятельность вообще и деятельность игровая в частности. У Л. М. Фридмана и И. Ю. Кулагиной находим: «под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной культуры»

А. В. Петровский же говорит, что деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Цель деятельности – ее направленность на определенный результат, определенные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе деятельности. Все авторы выделяют три основные вида деятельности : игровую, учебную и трудовую. «Игровая деятельность – простейшая форма деятельности – своеобразное отражение жизни, средство познания окружающего мира». В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, отношения людей

Понятие «игра» включает в себя огромный спектр представлений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого определения.

Так, например, согласно Д. Г. Миду игра — это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.

Н. Д. Ушинский отмечает, что «игра — развитие души», а Л. С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений. Есть оригинальные формулировки термина «игра» .

X. Хогленд считает, что «понимание атома — это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». Нельзя не согласиться и с мнением Ж. Колларитса о том, что: «точное определение игры невозможно, всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов.

Исследования теории игры начались еще во второй половине XIX века, и самыми значительными, на наш взгляд, являются работы К. Гросса, Г. Спенсера, Ф. Бойтендака, Е. Л. Покровского, Ф. Шиллера, Ф. Фребеля, К. Бюлера и многих других.

К. Гросс в работах создает теорию возникновения игры как упражнения, тренинга навыков, необходимых человеку для жизнеобеспечения.

Теория Г. Спенсера основывается на том, что появление игры связано с «избытком сил», которые человек не растрачивает в процессе своей жизнедеятельности. Это противоречие опровергается мнением немецкого психолога М. Лацорса, который пришел к выводу о том, что для того, чтобы восстановить свои силы, затраченные в процессе трудовой деятельности, человек играет.

Многие советские ученые в 20-30-е годы также занимались разработкой теории игры, как важнейшего средства всестороннего развития и воспитания человека. Но научные исследования в основном ориентировались на изучение игры как метода самообразования.

Если обратиться к расшифровке понятия «игра», то русский энциклопедический словарь 1877 года относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрации зверей в цирке.

В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова понятие игра определяется как занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применения на практике некоторых искусств.

Наиболее подробное определение понятию «игра» дает В. И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра. то, чем играют и во что играют : забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие».

Современные подходы к понятию «игра» рассматриваются в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова.

Создатели теории психоанализа определяют три основных мотива, которые приводят человека к игре. Первым является влечение к повторению, тем самым опосредованно солидаризируясь с теорией упражнений К. Гросса. Вторым — влечение к освобождению, снятию препятствий, сковывающих свободу, указывая на психологически-индивидуальный характер потребности в игре. И третьим определяется влечение к слиянию с общностью и окружающим миром.

В опубликованном издании «Потребности человека» П. М. Ершова, вышедшем в 1990 году, автор предлагает рассматривать игру как одну из трансформаций потребности, присущей всем высшим животным и человеку — потребности в вооруженности (вспомогательные потребности в накоплении и совершенствовании средств удовлетворения своих потребностей.

А. Н. Леонтьев считает, что игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». Но как бы различные авторы ни трактовали термин «игра», она всегда являлась одной из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира. Игра — это вид деятельности, возникающий на определенном этапе онтогенеза и направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Попытка вывести свое определение в большом разнообразии понятий «игра», сделанная учеными XIX-XX века, считается нами нецелесообразной, так как может просто пополнить терминологический ряд. Однако мы остановимся на ряде положений, очерчивающих границы этого явления (по Т. С. Бибарцевой) :

  • игра есть определенное действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;
  • игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться;
  • игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;
  • игра — необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации.

С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека.

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре. Не случайно в последнее время популярными стали ролевые и деловые игры, используемые в учебном процессе.

Таким образом, к основным характеристикам игровой деятельности можно отнести : доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удовольствие.

2. Виды игровой деятельности

Так как игровая деятельность – это естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игры можно разделить по возрастным особенностям детей:

1) игры детей дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй его половине своего высшего уровня. В игре в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает ребенку выполнение правил.

По содержанию игры детей третьего и четвертого года жизни разнообразны. Большое место занимают игры подвижные (догонялки, прятки, манипулятивные с предметами (двигающимися предметами игрушками для катания). Очень любят дети игры с песком и водой, к четвертому году жизни дети производят не только неосмысленные движения со строительным материалом, но и пытаются что-то конструировать. На третьем году жизни проявляется стремление детей к коллективным играм.

В среднем дошкольном возрасте у детей начинает преобладать творчески сюжетная игра, причем, как сюжеты, или темы этих игр, так и их содержание (действие, раскрывающее сюжет) становятся все более разнообразными, воспроизводящими явления бытовые, производственные, общественной жизни, а также материал сказок и рассказов.

К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и относительно более устойчивых интересов, воображения и мышления, игры детей становятся более содержательными и усложняются по своей форме.

Часто сюжетами детей служат события школьной жизни, то есть игра «в школу», являясь близкой перспективой старших дошкольников.

2) игры детей младшего школьного возраста

В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному учению (у Д. Б. Эльконина – «кризис 7 лет»). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе (познавательные и дидактические игры) и во время отдыха.

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка.

Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.

В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.

У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности : игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.

Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся первых классов.

На протяжении младшего школьного возраста в детских играхпроисходят существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени, так как в досуге младшего школьника начинают занимать большое место чтение, посещение кино, телевидение.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

3) игры детей подросткового возраста

Этот возраст очень часто называют «трудным», переходным. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении.

В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков.

Игровая деятельность подростков отличается от игровой деятельности детей младшего школьного возраста. Видимо, тем, что в ней он не действует именно так, как он может и умеет, но в новых условиях и раскрывает свои возможности, прежде невостребованные. Игра предлагает новые условия для подростка, а не игру во взрослых.

Большое место в подростковом возрасте занимают спортивные игры. Они привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои физические качества, а также силу воли.

В игровой деятельности подростков на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость. Подросток проявляет повышенные требования к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности, он хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т. е. вырабатывать в игре необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества.

Некоторым подросткам больше нравятся игры строительные, например, конструирование.

Однако эти содержательные игры не исчерпывают всех воспитательных возможностей игровой деятельности, которые могут быть использованы в работе с подростками.

4) игры-тренинги для старших подростков

Игровым тренингом условно называют систему игровых упражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.

Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в своей личности, для них можно организовывать «психологические игры». Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно, например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.

Виды игр

Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

Леонтьев А. Н., Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.

Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

В дошкольном возрасте выделяются три класса игр  :

  • игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
  • игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:

Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Игры драматизации. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега).

В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на

  • дидактические
  • подвижные
  • музыкальные

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т. п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие, а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру

Изучив классификации и характеристики основных видов игр можно сделать вывод, что игровая деятельность – неотъемлемая часть в развитии личности.

3. Функции и значение игровой деятельности в жизни человека

Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.

Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».

Игры детей характеризуются следующими особенностями :

  1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей;
  2. отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности;
  3. игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей;
  4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности;
  5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка;
  6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность;
  7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г. К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  1. развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  2. коммуникативную: освоение диалектики общения;
  3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
  4. терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  6. коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
  8. социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Таким образом, игра сопровождает развитие человека, начиная чуть ли не с первых его шагов, когда он отличается от высших животных только своими нереализованными задатками, до вершин его сугубо человеческой деятельности. Но, сопровождая человека на всем его пути, игра не всегда занимает то же место в его потребностях. Роль игры увеличивается от раннего детства до молодости и зрелости. Здесь потребность в вооруженности бывает обычно доминантой. Далее игра постепенно уступает другим трансформациям той же потребности в вооруженности, иногда некоторое время конкурируя с ними более или менее успешно. Но когда эти другие трансформации с успехом выполняют свою роль, игра опять набирает силу — у человека возникает досуг! Именно теперь выступает родство игры с художественным творчеством. Художник во всеоружии мастерства творит, играя; высокое актерское искусство не только условно называют игрой, но оно в своей импровизационной сущности действительно подобно игре. Станиславский уподоблял его даже детской игре.

Понятие «игра» в психологии, дидактике и методике

Многие психологи изучали игры и их воздействие на психическое развитие детей. Так, разработкой психологической теории игры занимались Л.С. Выготский [2], Д.Б. Эльконин , Р.С. Немов и др.

Как отмечал психолог Р.С. Немов «игра – это исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми отношений между людьми и направленный на познание окружающей действительности».

Ни в одном из видов  деятельности человек не показывает   такого разнообразия своих способностей, как в игре. Именно поэтому её часто используют в сфере обучения и  профессиональной подготовке людей. Л.С. Выготский в своей работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»  писал о том, что игра способствует  развитию высших психических функций. Она, по мнению учёного, переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению.

Л.С. Рубинштейн, характеризуя игру как «осмысленную деятельность, т. е. совокупностьосмысленных действий, объединённых единством мотива», отмечает и её важное  воспитательное значение . Однако связанная с трудом игра никак не ограничена только производственно-техническим содержанием трудовой деятельности. Он считает, что в игре формируется уважение к другой личности и её правам, проявляется дружба и умение общаться, также учёный видит главное назначение игр в развитии социального и индивидуального опыта школьников.

Советский психолог Д. Б. Эльконин выявил наиболее характерные виды игр  для детей:

—  игра-развлечение (игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Её цель – развлечь, развеселить участников);

— игра-упражнение (отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и тоже действие повторяется несколько раз);

— сюжетная игра (есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя ещё в зачаточной форме);

—  процессуально-подражательная игра  (воспроизведение действий или ситуаций, которые ребёнок наблюдает в настоящий момент).

Согласно данной классификации игр, социальная среда выступает источником  развития, а содержание и структура игр определяется обществом.

Игра считается «необходимым, ключевым условием воздействия на ребёнка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, прямым, притягательным и ненавязчивым» .При этом, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, игра должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения. Широкое использование игра находит в современной школе, делая ставку на активизацию учебного процесса, а значит и воспитания, так как обучение и воспитание тесно связаны между собой.

Многие педагоги отмечают, что в игре ребенок стремится к накапливанию знания, к  развитию собственных способностей, к формированию различных познавательных интересов. Именно поэтому в истории развития педагогических систем игра была в большей мере связана с образовательными задачами. Игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму постепенно начали развиваться еще с 19 века. Если проследить тенденцию, можно заметить, что игры,  разрешая главным образом познавательные задачи, являлись постоянно то содержанием, то формой, то методом образовательной работы со школьниками.

Как отмечает педагог П.И. Пидкасистый, «игра в учебном процессе одновременно является и формой, и методом обучения – вполне самостоятельной дидактической категорией, а именно взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности … учителей и школьников».

Российский педагог и психолог П.Ф. Каптерев считал, что развлечения и игры составляют необходимую органическую потребность детей, но игры в педагогическом отношении предпочтительней развлечений. Учёный выделил виды игр, основанные на деятельности участников:

  • подвижные игры (психическое содержание их небольшое. Они приобретают довольно значительное влияние лишь в том случае, когда становятся строго общественными и совершаются при соблюдении надлежащих правил);
  • подражательные игры (отражение окружающей ребёнка действительности в игровой деятельности. Для развития данного вида игры нужны не только наблюдения, но и умение отображать их, воплощать в известном материале);
  • игры с преобладающим познавательным характером (это вид игр, имеющий преимущественное отношение к умственной деятельности ребёнка);
  • игры с преобладающим художественным элементом  (существенная особенность этих игр заключается в художественной иллюзии, которая обусловлена колебанием между действительностью и выдумкой).

Довольно часто на уроках русского языка в среднем звене учителя используют обучающие игры. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой обучающая игра определяется, как один из видов деятельности, значимость которой заключается не только в результативности, но и в самом процессе.

В практике преподавания русского языка используются дидактические и сюжетно-ролевые  игры, которые направлены на формирование различных способностей школьников.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. От обычной игры она отличается чётко поставленной обучающей целью. Урок в форме дидактической игры часто считают методом мотивации и стимулирования учащихся к процессу обучения.

Почти любая игра познавательна. Однако дидактическая игра основана на целенаправленном развитии ребёнка, обогащении его интеллекта, на передаче ему важных сведений, информации о мире, т.е. такие игры осмысленно ориентированы на обучение ребенка.

Несмотря на то, что игра чаще рассматривается как деятельность ребенка, она  тесно связана с дидактикой. Её главная цель – уточнение, закрепление и приведение в систему полученных знаний, а также проверка сформированности умений и навыков по той или иной теме.

Кроме того, дидактическая игра является довольно сложным явлением, она имеет чёткую структуру, то есть элементы,  которые указывают на то, что игра является одновременно и формой обучения и умеренно отвлеченной деятельностью.

Дидактическая игра, как отмечает А.И. Власенков,  состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Одним из важных структурных элементов игры является дидактическая цель обучающего и воспитательного процесса. Наличие дидактической цели подчеркивает её обучающий характер, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

В форме игры может быть организован урок как объяснения нового материала, так и повторительно – обобщающий. Проведение урока в игровой форме позволяет учителю избежать дублирования знаний, преподнести уже известный учащимся материал по-новому.

Существует несколько классификаций дидактических игр. О.С. Газман пишет, что они отличаются друг от друга обучающим содержанием, ролью преподавателя, игровыми действиями и правилами, познавательной деятельностью участников игры,  организацией и взаимоотношениями детей. Исходя из этого, он выделил следующую классификацию игр:

1. Игры, соотносящиеся с содержанием обучения и воспитания. К ним относятся:

— игры по сенсорному воспитанию;

— словесные игры;

— игры по формированию  представлений;

— игры по ознакомлению с природой.

2. Игры, соотносящиеся с материалом:

— настольно-печатные игры;

— псевдосюжетные игры;

— игры с дидактическими игрушками;

— словесные игры.

Данный вид игр подчёркивает их направленность на обучение и воспитание, на активную познавательную деятельность учащихся, но практически не раскрывает особенностей игровой деятельности детей, игровых условий, задач, правил и действий.

Классификация дидактических игр, предложенная А.И. Сорокиной, основана на характере игровых действий. Кроме того учёный даёт подробную характеристику содержания этих видов игр:

— игры-путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, нередко сказочным сюжетом. Такие игры могут отражать реальные факты или события.  Игровые действия становятся понятными ребенку, радуют его. Цель игры-путешествия—усилить  впечатление, придать познавательному содержанию сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Такой вид игр направлен на развитие детского внимания, наблюдательности, на осмысление игровых задач.

Роль педагога в игре-путешествии довольно  сложна, требует определённой подготовки и знаний даже опытного учителя, готовности играть вместе  с ними, при этом  вести процесс обучения незаметно.

В названии игры, в сформулированной игровой задаче и цели должны быть слова, ставящие проблему перед учениками и вызывающие познавательный интерес детей,  активную игровую деятельность. В данном виде игр часто используют различные способы раскрытия познавательного и обучающего содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач и целей, предложение разнообразных  способов их решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поочерёдное  решение задач. В состав игры-путешествия иногда входят песни, загадки, шарады, заранее подготовленные доклады и многое другое;

  • игры – поручения  в своей структуре имеют те же  элементы, что и игры-путешествия, но они проще по содержанию и короче по продолжительности. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать. И.А. Сорокина в качестве примеров приводит следующие игры «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
  •  игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал…», «А что если…?»  и др. Часто в качестве начала игры учитель использует иллюстрацию или другое наглядное пособие. Данный вид игр можно использовать на уроках развития речи (при написании сочинения-рассуждения или изложения с элементами сочинения).

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми в первую очередь ставится задача, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача должна быть заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия непосредственно связаны с  задачей и требуют от детей целесообразного действия в соответствии с поставленными условиями или существующими обстоятельствами. Чаще всего в таких играх содержится соревновательный элемент;

  • игры-загадки используются чаще всего для проверки знаний. В этом и заключается их основная педагогическая направленность.

В настоящее время загадки рассматриваются как вид обучающей игры. Основным содержанием загадки является замысловатое описание, которое нужно отгадать;

  • игры-беседы (диалоги).  Основой этих игр является общение учителя с детьми и детей между собой. Общение носит характер игрового обучения. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти — сделать открытие и в результате этого узнать что-то новое.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она направлена на активизацию эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игры-беседы можно использовать на различных типах уроков: на уроке изучения нового материала, на уроке закрепления пройденного материала, при подготовке к сочинению и т.д.

С.В. Столбунова выделяет классификацию дидактических игр, основанную на тематическом принципе, т.е в данной классификации игры распределены по разделам лингвистики:

— фонетические игры: фонемное различение слов (метаграммы, анаграммы, логогрифы и т.д), различение глухих и звонких согласных ( «найди пару», «выключи голос»), различение твёрдых и мягких согласных, определение ударного звука, особенности русского ударения и т.д.;

— лексико-фразеологические игры: кроссворды, сканворды, чайнворды, системные отношения лексике («третий лишний», «лото», «домино», «ассоциации» и т.д. ), игры на развитие устной речи, на расширение словарного запаса ( «собери поговорки», «кто наблюдательней?», «собери слово» и т.д.);

— игры по морфемике и словообразованию: игры, развивающие умение делить слово на морфемы и определять способы словообразования ( «от одного корня», «корень и дерево», «неологизмы», «слова по схеме» и т.д.).

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию и синтаксис.

Дидактическим играм присущи две основные функции в процессе обучения:

— приобретание, совершенствование и закрепление полученных знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а перерабатывает, преобразовывает их, учится использовать их в зависимости от игровой ситуации;

— усвоение новых знаний и умений разного содержания.

По мнению А.И. Сорокиной, в основе любой игровой методики, используемой на уроках русского языка, должны лежать следующие принципы:

  1. актуальность дидактического материала. Данный принцип помогает ученикам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
  2. коллективность, позволяющая сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую — более сложные;
  3. соревновательность, позволяющая ученикам в большей степени проявлять  стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента.

На основе указанных принципов можно сформулировать основное требование к проводимым на занятиях дидактическим играм: они должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать, какие детям нравятся больше, какие меньше.

Методика проведения игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры на уроке, ее проведение и анализ.

На этапе подготовки к проведению  игры можно выделить следующие основные элементы:

— подбор игры в зависимости от поставленных задач обучения: систематизация и обобщение знаний, развитие различных психологических способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

— анализ соответствия подобранной игры программным требованиям обучения детей определенной возрастной группы;

— определение  удобного времени для проведения дидактической игры;

— подготовка дидактического материала;

— подготовка учителя к игре: изучение материала, анализ темы урока, постановка целей и т.д.

Большое значение в руководстве играми имеет слово учителя. Обращение к детям, объяснение целей и задач дидактической игры, короткие сюжетные рассказы, раскрывающие содержание игры, образные пояснения игровых действий, разного рода вопросы — все это раскрывает содержание игры и способствует удачному проведению урока в форме дидактической игры;

— подготовка учеников к игре: знакомство с темой урока-игры, обогащение их необходимыми знаниями и т.д.

Одним из важных структурных элементов игры является дидактическая цель обучающего и воспитательного процесса. Наличие дидактической цели подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

В форме игры может быть организован урок как объяснения нового материала, так и повторительно – обобщающий. Проведение урока в форме дидактической игры позволяет учителю избежать дублирования знаний, преподнести уже известный учащимся материал по-новому

В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:

1. Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности, включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре.

2.  Ориентационно – целевой компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности, нравственных установок, ценностей.

3. Содержательно – операционный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала, их способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.

4. Ценностно — волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний.

5. Оценочный компонент обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры

Как правило, дидактическая игра может использоваться на всех этапах урока, но занимать она должна только его часть.

Сюжетные или сюжетно-ролевые игры являются специфическим жанром учебного занятия. А.А. Мурашов отмечает сочетание игровых моментов и лингвистических упражнений в данном виде обучающих игр, что «создаёт практически неделимый, логически последовательный и содержательно единый текст, обращённый к творческим потенциалам всех участников в учебном процессе»

Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что сценарий её готовится учителем и учениками совместно. Основной педагогический смысл такого вида игр скрыт в проблемно-поисковой деятельности учащихся. Сюжетные игры имеют следующие элементы: сюжет, роль, действие, игровые правила. Основой таких игр является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок выполняет учебные действия в созданной игровой обстановке

Сюжетно-ролевая игра, в отличие от дидактической, занимает весь урок и требует тщательной подготовки  учителя и учащихся.

В ходе анализа психологической, педагогической и дидактической литературы  мы пришли к выводу, что игра имеет огромное значение в процессе обучения школьников. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала.

Что такое игра?

Игра – это вид деятельности, мотивом которой является не результат, а сам процесс, где происходит воссоздание и усвоение какого-либо опыта. Также игрой является основной вид деятельности детей, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности. Термин «игра» используется ещё и для обозначения программ или наборов предметов для осуществления игровой деятельности.

Изучение психологии человека и психологических реальностей его жизни становится интереснее и эффективнее, когда осуществляется через деятельность, представляющую интерес для самого исследователя. И такой деятельностью, конечно же, является игра. Опыт уже не раз показал, что социально-психологические игры помогают людям очень серьёзно и глубоко воспринимать реальность психологического аспекта их жизни.

Функции игровой деятельности таковы:

  • Развлекательная — развлекает, поднимает настроение;
  • Коммуникативная – способствует общению;
  • Самореализационная – даёт возможность человеку проявить себя;
  • Игротерапевтическая – помогает преодолеть различные трудности, возникающие в жизни;
  • Диагностическая – позволяет выявить отклонения в развитии и поведении;
  • Коррекционная – позволяет внести изменения в структуру личности;
  • Социализационная – даёт возможность включить человека в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм.

Основные виды психологических игр и их особенности

Игры могут быть деловыми, позиционными, инновационными, организационно-обучающими, обучающими, организационно-мыслительными, организационно-деятельностными и другими. Но всё же выделяют несколько основных видов психологических игр:

  • Игровые оболочки. В этом виде игр сам игровой сюжет является общим фоном, на котором происходит решение развивающих, коррекционных и психологических задач. Такая деятельность способствует развитию базовых психических свойств и процессов личности, а также развитию рефлексии и саморефлексии.
  • Игры-проживания. В играх-проживаниях происходит индивидуальное и совместное с группой людей освоение игрового пространства, построение в его пределах межличностных отношений и осмысление личностных ценностей. Данный вид игр развивает мотивационный аспект личности человека, систему его жизненных ценностей, личностную критичность; позволяет самостоятельно выстраивать свою деятельность и взаимоотношения с окружающими; расширяет представления о человеческих чувствах и переживаниях.
  • Игры-драмы. Игры-драмы способствуют самоопределению их участников в определённых ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора. Развивается мотивационная сфера, система жизненных ценностей, готовность к совершению выборов, умение ставить цели, навык планирования. Формируются особенности рефлексии и саморефлексии.
  • Проектные игры. Проектные игры оказывают влияние на освоение и осмысление человеком инструментальных задач, которые связаны с построением деятельности, достижением конкретных результатов и систематизацией системы деловых взаимоотношений с окружающими. Происходит развитие навыков постановки целей, планирования и умения адаптировать действия под конкретные условия. Формируются навыки саморегуляции, развивается личная критичность и умение соотносить свои действия с действиями других людей.

Представленные выше виды психологических игр могут применяться и как самостоятельные, и использоваться в совокупности с другими. Данные нами описания являются самыми общими и дают лишь поверхностное представление о психологических играх.

Теперь же мы переходим к самому интересному блоку – самим играм. Далее нами будут рассмотрены одни из самых популярных и эффективных игр, и их польза в развитии и жизни человека.

Классификация игр

На сегодняшний день разработано множество классификаций игр. Базовая классификация подразумевает выделение 4 видов:

  • азартные;
  • дидактические;
  • информационные;
  • комбинаторные.

В психологии выделяют две большие группы игр.

  1. К первой группе относятся те, в которых взрослый человек принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Роль детей в игре при этом носит творческий характер. К данной группе относятся сюжетные и познавательные игры. В них создаются некоторые условия для проявления детьми собственной инициативы.
  2. Вторая группа включает в себя обучающие игры, в которых взрослый предоставляет ребенку определенную программу действий для достижения некоторого результата. К данной группе относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры — драматизации, игры- развлечения. Они направлены на решение конкретных задач воспитания и обучения, усвоение определенного материала. В данном случае роль детей носит репродуктивный характер, когда решение поставленных задач осуществляется при воспроизведении некоторой программы действий.

Понятие игры в педагогике

В современном обществе игра представляет собой важнейшую часть организации обучения и досуга людей на разных возрастных этапах.

Функциями игры являются:

  • обучающая – в игре развиваются общие учебные умения и навыки;
  • развлекательная – средствами игры создаётся благоприятная атмосфера в процессе обучения, способствующая увлекательности изучаемого материала;
  • коммуникативная – использование игры позволяет объединить детей и взрослых, установить эмоциональный контакт, формировать навыки общения;
  • релаксационная – игра позволяет снять эмоциональное (физическое) напряжение, которое вызвано нагрузками в учебной или трудовой деятельности;
  • самовыражение – позволяет в ходе игры реализации творческих способностей, более полного раскрытия своего потенциала;
  • компенсаторная – игра позволяет создать условия, которые удовлетворяют личностные устремления, которые являются невыполнимыми или трудновыполнимыми в реальной действительности.

Игра представляет собой основной вид деятельности ребёнка; это свободная и самостоятельная деятельность, которая возникает по его инициативе.

Мотивом игры является не результат, а сам процесс. Для ребёнка игра представляет собой средство, способствующее самореализации и самовыражению.

Виды игр

В современной литературе представлены различные классификации игр. В соответствии с содержанием и особенностями, можно выделить следующие виды игр.

Сюжетно-ролевые игры – данный игры создаются самими детьми при руководстве взрослым. Основой данного вида игр является наличие детской самодеятельности. Иногда данный вид игр называют творческими, так как при развёртывании игры происходит не копирование действий, а творческое осмысление, воспроизведение в создаваемом образе, игровых действиях.

Строительные игры являются разновидностью сюжетно-ролевых. Основным содержанием строительной игры является выполнение разнообразных построек, отражающих окружающую жизнь, а также осуществление разнообразных действий с ними.

Источники

  • https://gufo.me/dict/bse/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0
  • https://znachenie-slova.ru/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C
  • https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C
  • https://forpsy.ru/works/soderjanie-ponyatiya-e-cigra-e-d-issledovateli-v-oblasti-pedagogiki-i-psihologii-detskoy-igryi-proishojdenie-detskoy-igryi/
  • https://www.maam.ru/detskijsad/igra-kak-vid-chelovecheskoi-dejatelnosti.html
  • https://infourok.ru/ponyatie-igra-v-psihologii-didaktike-i-metodike-3946103.html
  • https://4brain.ru/psy/igry.php
  • https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/igra_v_psihologii/
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/igra_v_pedagogike/

[collapse]

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Поделиться с друзьями:
Adblock
detector