МЕНЮ
Школьники подняли руки

К школе готов!.. Или нет?

Когда наступает определенный возраст, родители спешат отдать своих чад в первый класс. Ребенок умеет читать, писать, считать, зачем ему в садик ходить? Вот и топают шестилетние малыши с огромными букетами в школу, счастливые и беззаботные, считающие, что там будет так же весело и интересно, как раньше. А потом начинаются проблемы, потому что ребенок, оказывается, совсем не готов к школьной нагрузке…

Многие психологи уверяют, что лучше отдать ребенка в учебное заведение позже, чем раньше. В начальной школе дети часто «выезжают» за счет хорошей памяти, но в средней уже требуется логика, и в дневниках появляются «тройки». Родители возражают: «Я пошел в шесть — и ничего, выучился же!» Однако готовность определяется вовсе не багажом знаний, с которым бывший детсадовец идет в первый класс…

Ребенок готов к школе, если:

  • он может в течение 25-30 минут выполнять задание, умеет сосредоточиться, следовать определенной инструкции — найди середину листка, отсчитай от нее три клеточки вправо, закрась четвертую, затем проделай то же влево, вверх, вниз; теперь… и т.д.
  • обладает некоторой самостоятельностью, самоорганизацией, может спланировать свою работу. Безусловно, на начальном этапе ему потребуется помощь взрослого. Но, желательно, чтобы он и сам умел расставлять приоритеты в делах.
  • присутствует познавательный интерес — «Я хочу пойти в школу, потому что узнаю там много нового».
  • легко выстраивает отношения со сверстниками. Если здесь есть сложности, полезно будет заранее познакомиться с будущими одноклассниками, организовать им общий досуг, научить ребенка вливаться в коллектив при помощи ролевых игр. Тогда он будет чувствовать себя уверенней.

Период школьной адаптации

Родителям не стоит гнаться за большим количеством интересных предметов в начальной школе. Ребенку нужно адаптироваться, привыкнуть, настроиться на новый лад. Здесь лучше всего поможет хороший учитель. Юлия Солнце, педагог с 30-летним стажем, рассказала, как действовать, если у воодушевленного поначалу ребенка вдруг пропал всякий интерес к учебе.

«Прежде всего нужно понимать, что такая ситуация не является упущением родителей. Она нормальна для ребенка, ему сложно сразу принять принципиально новый формат деятельности и новые требования к себе. Поэтому мамам дошкольников рекомендую дома в игровой форме ввести расписание. Желательно, чтобы в течение полудня деятельность ребенка была разграничена на блоки. В начальных классах режим тоже будет кстати. А когда встречаете ребенка со школы…».

  1.  …Не начинайте разговор с вопроса об успехах и оценках. Лучше искренне порадоваться встрече, обсудить предстоящие домашние события (желательно приятные). Одним словом, переключите внимание ребенка с требовательной школьной обстановки на теплую домашнюю.
  2. Школьными делами лучше заниматься вместе (после ужина и прогулки). На этом этапе обсудить неудачи и успехи, акцентируя внимание на последних. Похвала за достижения формирует базис учебного интереса (мотивацию на обучение). Первые несколько лет родителям рекомендуется жить школьными хлопотами с ребенком, готовить вместе домашние задания. Первоклассник должен чувствовать поддержку, помощь и заинтересованность. И меньше критики, больше творчества! Помните, что привычный вид деятельности для ребенка — это игра. Предложите его любимому медвежонку присоединиться к вам при выполнении заданий. Делайте перерывы, уделяя внимание совместной веселой гимнастике.
  3. Уважайте труд ребенка в школе. Ведь это серьезная работа, требующая немалых усилий. Объясняйте важность обучения для будущего первоклассника (а не для его родителей). Можно подчеркивать статус школьника по отношению к более младшим детям. Они ведь любят быть взрослыми, а понимание того, что взрослость — это ответственность за уроки, поведение в школе и т.д., — ускорит процесс адаптации к новым условиям.
  4. Творите вместе со своим школьником. Тематические проекты, стенгазеты, поделки вызывают у детей больший интерес, чем академические занятия. Поэтому когда ребенок представляет перед классом такой проект, пусть даже почти полностью выполненный родителями, он получает подкрепление от класса (удивление, радость, интерес одноклассников), и это мощно подстегивает его на достижение успеха в учебе.
  5. Подводите итоги по окончанию недели, месяца и поощряйте ребенка. И пусть поощрение носит не материальный, а событийный характер — поход в театр, цирк, велопрогулка в парк и т.д.
  6.  Для формирования учебного интереса полезна внеурочная деятельность. Лучше та, которая включает игровые интересы ребенка: кружок робототехники, уроки рисования, танцы, театральная студия и т.д. Не нужно нагружать занятиями, которые ему в тягость, скажем, игрой на скрипке при явном интересе к плаванию. При этом, не стоит водить ребенка в большое количество кружков, это грозит перегрузкой, при которой очень сложно сформировать интерес к учебе.

Важно, чтобы действия родителей имели системный характер, не эпизодический. И не стоит ждать скорых результатов, учебный интерес может формироваться до двух лет.

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Поделиться с друзьями:
Метки: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *