МЕНЮ
пед

Понятие и структура педагогической технологии

Технология обучения — как основная категория педагогики

Что отличает наше время от того, что было значимо для обучения и воспитания 20-30 лет назад? Мы перешли от традиционных средств массовой информации к новым источникам получения данных. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, микроэлектронные устройства, интернет. Все это накладывает отпечаток на нашу жизнь, определяет направления развития педагогики.

Определение 1

Технологии обучения в педагогике – это совокупность форм и методов обучения, приемов воспитания, средств передачи и контроля знаний, которые на постоянной основе применяются в процессе образовательном процессе.

Выделение отдельных технологий позволяет повлиять на эффективность обучения, развитие учащихся и воспитания в них лучших качеств.

Дадим еще одно значимое определение понятия для более глубокого раскрытия темы.

Определение 2

Технология обучения в педагогике – это наука о способах и инновационных технических средствах, которые при их систематическом использовании помогают преподавателю эффективно взаимодействовать с учениками.

Преподаватель, который использует методы, пусть и заимствованные, по сути является творцом технологии, так как в своей работе ориентируется на познавательную активность и уникальные особенности своего учебного процесса.

Сущность и аспекты педагогической технологии

Педагогическая технология – это комплекс различных методов, приемов, средств воспитательного и образовательного воздействия, применяемых в качестве основы организации эффективного учебно-воспитательного процесса.

Педагогическую технологию можно охарактеризовать, как модель, тщательно разработанную и направленную на организацию тесного взаимодействия между участниками педагогического процесса, с целью выполнения ими учебных и воспитательных целей и задач.

Применение педагогической технологии позволяет создать комфортную обстановку реализации учебно-воспитательного процесса, в которой будут продуктивно работать педагог и учащийся. Иными словами, можно сказать, что педагогическая технология представляет собой процесс, системного характера, объединяющий инструментарий, методологию, порядок функционирования всех процессов и средств, используемых для достижения целевого назначения образовательного процесса.

Понятие педагогической технологии может быть рассмотрено с тех основных аспектов:

  1. Научный аспект – рассматривает педагогическую технологию, как составной элемент системного процесса педагогической науки, занимающийся постановкой целей, определением содержания и методов, форм организации учебного процесса.
  2. Процессуально-описательный аспект – предназначен для создания алгоритма прохождения процессов обучения и воспитания, разработки проектов и планов учебно-воспитательной деятельности.
  3. Процессуально-действенный аспект – рассматривает педагогическую технологию, как способ практического осуществления педагогического процесса, путем реального функционирования всех личностных, инструментальных, материальных и технических средств.

Педагогическая технология функционирует на основе применения дидактических процессов, выбора оптимальных условий их реализации и средств обучения.

Признаки педагогической технологии

Педагогические технологии необходимо отличать от методик. Именно поэтому рядом авторов были сформулированы основные признаки, которые присущи только педагогической технологии.

Признаки педагогической технологии (по Е. О. Ивановой):

1. Наличие конкретной педагогической идеи, которая имеет определенную философскую и методологическую позицию.

2. Строгая последовательность осуществления педагогических операций, действий и коммуникации, которые выстраиваются в соответствии с поставленными целями и ожидаемым результатом.

3. Процесс взаимодействия педагога с учащимися основа на учете их индивидуальных особенностей, возраста детей и традиционных принципов образования.

4. Возможность воспроизведения педагогической технологии любым педагогом, вне зависимости от его опыта, получение гарантированного результата.

5. Все диагностические процедуры, входящие в современные педагогические технологии содержат критерии, инструменты и показатели измерения эффективности полученных результатов.

К педагогическим технологиям предъявляются конкретные требования, которые были выделены Г. К. Селевко:

1) Концептуальность – каждая педагогическая технология должна иметь определенную опору на конкретную научную концепцию.

2) Системность – наличие всех признаков системы (логика, взаимосвязь элементов, целостность и т. д.).

3) Управляемость – возможность осуществления на всех этапах реализации педагогической технологии диагностики целей, составление плана, проектирование, варьирование методами и средствами, осуществление корректировки.

4) Эффективность – каждая педагогическая технология должна гарантировать получение конкретного педагогического результата, при минимальных затратах.

5) Воспроизводимость – педагогическая технология должна быть эффективна в применении, вне зависимости от вида учебного заведения, где ее воспроизводят или повторяют.

Критерии классификации педагогических технологий

В настоящее время существует несколько видов классификаций педагогических образовательных технологий. Каждая из классификаций группирует технологии в зависимости от целей, содержания, методов или средств.

Выделяют следующие виды классификация педагогических образовательных технологий:

  1. По организационным формам: альтернативные, академические, классно-урочные, клубные, коллективные, индивидуальные, дифференцированные.
  2. По типу управлению познавательной деятельности учащихся: классические (лекции, уроки), дифференцированные (занятия с репетитором, малой группой), программированные (с использованием ПК, Интернет-ресурсов).
  3. По типу подхода к учащемуся:
    • авторитарные (жесткая организация учебного процесса, устоявшийся авторитет педагога и его мнения, строгие требования к учащимся во всех сферах);
    • сотрудничества (взаимодействие между педагогом и учащимися основано на демократических отношениях и взаимном уважении);
    • свободное воспитание (учащимся предоставляют свободу выбора методов и средств организации педагогического процесса)
    • личностно-ориентированное (в центре педагогического процесса стоит личность учащегося, весь процесс организован на основании бесконфликтной и комфортной атмосферы);
    • гуманно-личностное (отличается тем, что направлено на поддержку личности учащегося и при необходимости оказание ему педагогической и психологической помощи);
    • массовая или традиционная (технология, рассчитанная и ориентированная на среднего учащегося, является самой распространенной в современных школах);
    • технологии продвинутого обучения (углубленное изучение различных предметов, чаще всего применяется в лицеях и гимназиях);
    • технологии компенсирующего обучения (используются в воспитательно-образовательном и коррекционном процессах, осуществляемых с детьми имеющих различные виды отклонений в развитии).
  4. По ориентации на личностные структуры:
    • информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
    • операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
    • технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
    • эвристические (развивают творческие способности учащихся);
    • прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
  5. По характеру содержания и структуры: обучающие; воспитательные; светские; религиозные; общеобразовательные; профессиональные; гуманистические; технократические; моно- и политехнологии; проникающие.

Основные уровни

Структура понятия педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных уровней:

  • Общий – включает элементы педагогической системы (цели, средства и содержание процесса обучения, построение алгоритма деятельности).
  • Частный (предметный) – планируется в рамках только одного из методов преподавания (обучение математике, истории, естествознанию).
  • Локальный – специализируется на решении частной задачи (проведение урока, итоговой контрольной работы, повторения пройденного материала).

Структура ПТ

Критерии технологичности являются основой для системы рассматриваемого подхода. В структуру педагогических технологий входят:

  • содержание обучения;
  • концепция обучения;
  • технологический процесс.

структура описания педагогической технологии

Содержание обучения включает цели — общие и частные, а также систему учебного материала.

Концепция обучения — это научно-исследовательская база технологии и педагогические идеи. Которые заложены в ее основу.

Процессуальная часть структуры педагогической технологии представлена, в свою очередь, совокупностью нижеперечисленных элементов:

  • организация процесса обучения;
  • методика образовательной деятельности учащихся;
  • методика работы преподавателя;
  • управление процессом запоминания и усвоения материала;
  • диагностика процесса обучения.

Горизонтальная система

Горизонтальная структура педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных элементов. Рассмотрим их подробнее:

  • Научный. Технология представляется в виде научно разработанного решения какой-либо проблемы. Она основывается на достижениях науки предыдущих поколений и передовой практики;
  • Дескриптивный. Педагогический подход представляется наглядной моделью, описанием целей, средств и методов. Предоставляется также алгоритм действий, необходимых для достижения поставленных целей;
  • Процессуально-деятельностный. Педагогическая технология является самим процессом реализации деятельности объектов и субъектов.

Вертикальная система

Каждая педагогическая технология затрагивает одну из областей деятельности процесса обучения. Она, в свою очередь, включает в себя собственную систему элементов. Кроме того, эта область сама может являться составной частью деятельности высокого уровня.

Элементы этой иерархии составляют вертикальную структуру педагогических технологий. Всего их четыре:

  • Метатехнологии описывают процесс обучения на уровне осуществления социальной политики в образовательной области. К ним можно отнести воспитание дошкольников, технологию управления качеством обучения в районе, технологию воспитания в антиалкогольном направлении.
  • Макротехнологии (отраслевые технологии) охватывают деятельность внутри образовательной области или учебной дисциплины. Например, технология преподавания одного из учебных предметов.
  • Мезотехнологии (модульные технологии) являются технологиями реализации отдельных частей образовательного процесса. К ним можно отнести разработку подходов к изучению одной темы или урока, повторения знаний в составе одного модуля.
  • Микротехнологии направляют свою деятельность на решение оперативных задач и на индивидуальное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания. Например, технология получения навыков письма, тренинги по личностному развитию индивида.

Классификация методов обучения

В описании структуры педагогической технологии выделяют пять методов обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный – метод обучения, при котором обучающиеся приобретают знания на лекции, в учебниках и методичках посредством готовых материалов. Воспринимая и осмысливая информацию, студенты находятся в рамках воспроизводящего мышления. Данный метод является наиболее распространенным для передачи большого количества информации в высших учебных заведениях.
  • Репродуктивный — метод, при котором применение изученного на практике демонстрируется на примере наглядного образца. Деятельность студентов в данном случае основывается на алгоритме и осуществляется согласно правилам действий в аналогичных ситуациях.
  • Метод проблемного изложения — подход, при котором преподаватель перед изложением материала показывает проблему и формирует задачу, которую необходимо решить. Затем с помощью предоставления системы доказательств и сравнения различных точек зрения и подходов, указывает пути решения проблемы. Студенты, таким образом, являются участниками научного исследования.
  • Частичнопоисковый метод обучения показывает организацию поиска решения выдвинутых задач или под руководством преподавателя, или на основе предоставленных правил и указаний. Процесс поиска ответов носит продуктивный характер, но при этом время от времени контролируется преподавателем.
  • Исследовательский – метод обучения, где после произведения анализа информации, постановки проблемы и краткого инструктажа в устной или письменной форме, студенты изучают литературу, различные источники, производят наблюдения и занимаются поиском другими возможными методами. В такой работе наиболее полно проявляются инициативность, самостоятельность, творческий подход. Методы учебной деятельности становятся способами проведения научного исследования.

вертикальная структура педагогических технологий

Традиционные педагогические технологии в ДОУ

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Современные авторские педагогические технологии.

Ряд современных педагогических технологий возникли благодаря авторским методикам обучения различных педагогов-практиков. Рассмотрим некоторые из них.

Метод витагенного обучения А.С. Белкина

Новое направление в технологии образовательного процесса — витагенное — было теоретически разработано и обосновано академиком АПСН и МАПО, доктором педагогических наук А.С. Белкиным.

Витагенное обучение — обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся.

Витагенное образование — это проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто неделимое. С этих позиций учитель — не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать успехам и неудачам. Смысл витагенного образования — формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности.

Витагенное образование использует ресурсы учащегося, скрытые в подсознании. Опора на подсознание в витагенном обучении — это, прежде всего, творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях, интуиция, т.е. способности воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без участия сознания, на уровне одномоментного постижения. Интуиция, как и фантазии, отражает витагенный опыт, актуализация которого является прекрасным инструментом для организации образовательного процесса

А.С. Белкин различает следующие технологии витагенного метода в преподавании:

• Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскры тием его связей в образовательном процессе. Задача педагога состоит в умении диагностировать степень расхождения, несовпадения, противоречия, неприятия между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыт учащихся.

• Прием опережающей проекции преподавания, смысл которого заключается в том, чтобы образовательную проекцию наложить на витагенную, что предъявляет повышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить, себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось
сталкиваться в жизни».

• Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели направлен на актуализацию творческого потенциала личности, ее потребности в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача — дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт».

• Прием временной, пространственной, содержательной синхро низации образовательных проекций состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Витагенный компонент здесь проявляется не в усвоении знаний, выработке умений, а в объемном характере восприятия образовательного предмета; в соответствии с «правдой жизни». Формула этого приема: «Жизнь многомерна, и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет необходим
для жизни». В конечном итоге он воспитывает ценностное отношение к знанию.

• Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой
природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и
неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия, раскрыть тем самым глубинный смысл образовательных связей, процессов.

•Технология творческого синтеза образовательных проекций.
Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект
знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Главная цель этой технологии — формирование у учащихся художественного языка и образного мышления, навыков художественно-голографического отображения знаний.

•Технологию творческого моделирования идеальных образователь ных объектов . Смысл приема заключен в том, чтобы дать учащимся возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного объекта, материалами для которой послужили бы прежде всего витагенный опыт и информация, полученная в процессе обучения. Термин «идеальная» означает не только совершенство, отсутствие недостатков, но и умозрительный, отключенный от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора.

Технология знаково-контекстного обучения А.А. Вербицкого

Автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике — доктор психологических наук, профессор А.А. Вербицкий.

По А.А. Вербицкому, обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности, называют знаково-контекстным, или, для простоты, контекстным обучением. Главное, чтобы учение не замкнулось само на себе (учиться, чтобы получить знания), а выступило той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста.

Как и в традиционном обучении, отмечает ученый, учебный материал предъявляется в контекстном обучении в виде учебных текстов как знаковых систем (отсюда «знаково-контекстное обучение») и по-прежнему выступает как информация, которую нужно усвоить. Но отличительная особенность контекстного обучения в том, что за этой информацией, которая структурирована преимущественно в виде задач и проблемных ситуаций, просматриваются реальные контуры будущей профессиональной деятельности.

Ведущими формами и методами в технологии знаково-контекстного обучения выступают активные, они воссоздают не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. По А.А. Вербицкому, предметный контекст профессиональной деятельности связан с формированием профессионального мышления, компетентных практических действий специалиста.

Социальный контекст предполагает наличие умений социального взаимодействия и общения, совместного принятия решений, коллективной мыследеятельности и т. п.

Деловая игра — ведущая форма квазипрофессиональной деятельности в контекстном обучении.

Вальдорфская педагогика Р. Штайнера

Рудольф Штайнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение — антропо­софию, согласно которой развитие способности к познанию при­водит человека к совершенству. Согласно вальдорфской педагогике ребенок — существо духовное, имею­щее помимо физического тела еще и душу — божественное нача­ло. Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система само­познания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учи­телем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.

Основные концептуальные положения:

• природосообразность — развитие происходит по заранее задан­ной, генетически детерминированной программе, идет впереди обу­чения и определяет его; спонтанность свободного развития природ­ных задатков;

• свободное воспитание и обучение — все без принуждения, без
насилия духовного и телесного;

• свобода как средство воспитания;

• воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он
к ним;

• ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества;

• обучение неотделимо от воспитания — всякое обучение есть
одновременно и воспитание определенных качеств личности;

• экология здоровья, культ здоровья;

• культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства;

• подражание как средство обучения;

• единство развития ума, сердца и руки;

• опора на авторитет педагога, школа одного учителя на первые
8—9 лет во избежание стрессов;

• единая жизнь педагогов и учеников.

Особенности вальдорфской педагогической технологии состоят в следующем:

• гармоничное сочетание интеллектуального, эстетического и
трудового аспектов образования;

• широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.);

• межпредметные связи;

• обязательное преподавание искусства: живопись, эвритмия,
изображение форм, музыка;

• большое место в учебном плане трудового воспитания.

Вальдорфская школа работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родите­лей.Работа не делится на классную и внеклассную — эти виды дея­тельности тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немец­кий языки (с первого класса одновременно), а также специфичес­кие для вальдорфской школы дисциплины — эвритмия и изобра­жение форм, рисование сложных узоров, графика, сельскохозяйственный цикл, строительство деревян­ного домика (на уровне большой модели).

Технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой

С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов. Концепту­альные положения ее технологии таковы:

• личностный подход в педагогике сотрудничества;

• успех — главное условие развития детей в обучении;

• комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

• предупреждение ошибок, а не работа над ними;

• последовательность, системность содержания учебного материала;

• дифференциация, доступность задания для каждого;

• к полной самостоятельности — постепенно;

• через знающего ученика учить незнающего.

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему она начинает не в заданные программой часы, а намного раньше. Это перспек­тивная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспек­тивная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 минут). В обсуждение вовлекаются сна­чала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе определенных знаний.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

• предварительное введение первых порций будущих знаний;

• уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

• развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Подход к структу­ре материала обусловлен задачами опережающего введения и пос­ледующего повторения понятий. Он называется пробно-порциональным.

Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление, представляющее собой, по существу, ответ с места на вопрос о том, что делает ученик, помо­гает оптимально включить в работу весь класс, поддерживать непре­рывную обратную связь со всем коллективом. С.Н. Лысенкова объединила комментирование трех действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, одно­временно решается задача управления деятельностью всего класса. С помощью комментированного управления:

• средний и слабый тянутся за сильным учеником;

• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

Наконец, третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — это опорные схемы — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Весьма важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а ученикам — легче учиться.

Проектная технология

Проектная технология обеспечивает личностно-ориентированное обучение, это способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом — это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью; предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников на уроке иностранного языка; основана на цикличной организации учебного процесса. Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме. Я помогаю ученикам  в поиске источников, поощряю, координирую и корректирую весь процесс, поддерживаю непрерывную обратную связь.

Игровые технологии

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Применение игровых технологий необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Вместе с тем игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на неурочных учебных занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии;
  • как элемент педагогической технологии;
  • в качестве формы урока или его части;
  • его внеклассной работе.

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

Технология модульного обучения

Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

Управляемость –возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Заключение

Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, можно добиться высоких результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы предполагает научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения.

Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, материально-технической базы учреждения, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации.

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать.

Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения.

Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Источники

  • https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/pedagogicheskie-tehnologii/
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/urovni_i_struktura_pedagogicheskih_tehnologiy/
  • https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-pedagogicheskie-tehnologi-1070799.html
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnye_tehnologii/pedagogicheskie_obrazovatelnye_tehnologii/
  • https://1Ku.ru/obrazovanie/52998-ponjatie-i-struktura-pedagogicheskoj-tehnologii/
  • https://forpsy.ru/works/uchebnoe/struktura-obrazovatelnoy-tehnologii/
  • https://multiurok.ru/files/piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-chto-eto-takoie.html
  • https://urok.1sept.ru/articles/678635
  • https://urok.1sept.ru/articles/675135

[collapse]

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Поделиться с друзьями:
Adblock
detector