МЕНЮ
pexels-photo-256658

Травля в школе: что делать и чего избегать?

Один из ярких примеров показан в фильме Ролана Быкова «Чучело». Нам, взрослым, кажется, что подобные случаи исключительны. Однако все больше и больше детей страдают от этой страшной болезни под названием «травля».

Травля, или буллинг, – самоутверждение группы одноклассников за счет систематического унижения отдельного человека; возрастное явление, характерное для детей 11-12 лет. Именно в этом возрасте у них возникает потребность быть частью группы, необходимость чувствовать сплоченность. В различных кружках по интересам буллинг не проявится, потому что ученики объединены общей идеей, единым занятием. А вот в школе, куда они «заброшены» просто так, потребность проявляется в виде сплоченности против кого-то.

Причем страдают во время травли все: жертвы, оставшиеся в стороне свидетели и сами агрессоры. Поэтому психологи и говорят, что буллинг – групповая болезнь, и только это понимание может подсказать верный путь к искоренению данного явления.

«Дети, почувствовавшие «вкус» к насилию, уже не в силах остановиться в силу незрелости мозга. Поэтому проблему должен решать только взрослый, именно его однозначная оценка имеет решающее значение, — говорит педагог-психолог Елена Хотеева. – К сожалению, нередко учителя стараются отстраниться от ситуации или, что еще хуже, пытаются решить ее неверными способами».

Чего делать нельзя?

  1. Ждать, пока травля прекратится сама. Этого не произойдет по причинам, указанным выше. Вмешательство взрослого жизненно необходимо.
  2. Оправдывать буллинг, считая, что ребенок, которого травят, действительно «не такой». Будь он хоть трижды иным, насилие не должно находить оправданий.
  3. Путать травлю и непопулярность. Пытаясь поднять авторитет «жертвы» в глазах окружения, учителя иногда намеренно подчеркивают его достоинства, дают важные поручения. Но когда процесс запущен, любое достоинство превратится агрессорами в недостаток, и еще больше осложнит жизнь затравливаемого ребенка.
  4. Считать, что травля – это проблема отдельной личности. Объектом буллинга может стать любой ребенок, не зависимо от положения семьи, национальности или внешности.
  5. Давить на жалость нападающих. Это только укрепит их позицию «сильного», даст им власть в руки: захочу – «милую», захочу – «казню». Кроме того, еще больше унизит слабого.
  6. Принимать правила игры, где сильный бьет слабого. Как это делается? Ошибочными советами, вроде «дай сдачи» (последствия могут быть необратимыми), или «подумай, что в тебе не так» (сам виноват), или «не обращай внимания» (так взрослый оставляет ребенка один на один с нерешаемой проблемой).

Как исправить ситуацию?

  1. Назвать вещи своими именами. Нередко дети говорят: «Да мы так играем!», «Просто немного дразним, ничего такого». Они должны понимать, что если постоянно доводить человека до слез, систематически дразнить, отбирать и портить его вещи, толкать, щипать, бить, обзывать, намеренно игнорировать, то это называется травля. И никак иначе. Иногда уже на данном этапе действия агрессоров прекращаются. Жаль, не всегда.
  2. Обозначить, что буллинг – это проблема группы. Как болезнь, поразившая каждого в классе. Не имеет смысла выделять зачинщиков, это может привести только к самооправданиям, перебрасыванию вины на других и новым вспышкам гнева. Виноваты и те, кто стоит в стороне и ничего не делает. Поэтому важно говорить, что травля – болезнь, которой болен каждый. И нужно подумать, как всем вылечиться, чтобы развиваться в дружном, здоровом коллективе.
  3. Помочь детям выйти из «стайного» азарта, предложить каждому в отдельности посмотреть на ситуацию с моральной точки зрения. Например, попросить оценить собственное участие по следующему принципу: один палец – никогда не участвовал, два пальца – участвовал, но потом жалел, три пальца – травил, буду травить, это же весело! И попросить всех одновременно поднять руки. Скорее всего, в коллективе не найдется тех, кто находит ситуацию веселой. Потом можно напомнить сказку о Гадком утенке и предложить обратиться не к «жертве» истории, которая потом улетит с прекрасными лебедями, а к злобным курам и гусям, которые останутся на птичьем дворе. Хотят ли дети быть, как они?
  4. Для закрепления можно составить правила и попросить каждого под ними подписаться под ними. Например: «В нашем коллективе не принято: драться, обзываться, отбирать чужое. А принято: разнимать драчунов, защищать слабых» и т.д.
  5. После подобных бесед важно не пускать ситуацию на самотек. Дети должны видеть, что взрослый по-прежнему заинтересован в разрешении конфликта. К примеру, можно завести сосуд, куда школьники будут класть камешки, если видели нарушение правил коллектива. Каждый день можно подводить итоги.
  6. И только после того, как ситуация вышла в здоровое русло, можно подумать о повышении популярности того или иного ученика, помогая раскрыться его способностям и талантам, обозначить свою полезность для группы.

Как могут помочь родители?

Если у вас доверительные отношения с ребенком, то не возникнет сложности с определением — с ним что-то не так. Если он не хочет признаваться сам, родителя должны насторожить грязная, порванная одежда, нежелание ходить в школу, отсутствие друзей.

Постарайтесь вывести ребенка на общение и поддержать, безоговорочно принять сторону сына или дочки. Объяснить, что он ни в чем не виноват, то, что с ним происходит, называется «травля». И в данной ситуации необходимо вмешательство взрослых.

Скорее всего, ребенок этого испугается, думая, что так будет только хуже. Важно объяснить: другого способа нет. А потом идти к тому авторитетному взрослому, кто сможет обозначить проблему своими именами, а не обтекаемыми фразами «с ним просто никто не дружит», и решить ее.

Если не найдете понимания ситуации в стенах школы, не бойтесь выходить за ее пределы, пока проблема не будет решена. В противном случае, будет лучше перевести ребенка в другую школу с более профессиональным педагогическим коллективом.

Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook 

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Поделиться с друзьями:
Метки: , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *